mirrelia (mirrelia) wrote,
mirrelia

Снежный марш-бросок

Ну всё, осенний ММБ прошёл, значит, лето кончилось. Здравствуй, зима.
Осенний марш-бросок - последнее событие моего условного "лета" и своеобразный маркер его окончания. В этом году лето длилось с мая по октябрь - и как-нибудь долгим зимним вечером я напишу пост о том, как его провела.

На этот ММБ я впервые привела новичка, включила его к себе в команду. Такое интересное чувство: раньше я всегда считала себя не слишком опытной - да и сейчас особо не претендую на это звание - но вот внезапно осознала, что есть люди, по сравнению с которыми я почти "дедушка". Мы в ответственности за тех, кого приручили привели на ММБ (с). Ответственность проявлялась не всегда приятным для напарника образом. Например, я требовала отчёта о содержимом рюкзака, настаивала на уменьшении стартового веса до 7 кг максимум, а когда он с гордостью сказал, что оптимизировал вес до 10 кг, лишь неодобрительно не слишком вежливо хмыкнула. Товарищ по команде немножко даже обиделся на мою реакцию, отказался что-либо выкладывать, сказал, что будет страдать молча и что постарается не жаловаться.

Начало марш-броска выдалось многообещающим. Я решила шикануть и отправиться до ближайшей станции электрички на такси, чтобы стартовать в начале стартового коридора. Выяснилось, что в пятницу вечером из моей деревни уехать на такси почти невозможно. Ни яндекс, ни gett не справились с этой задачей, а зараза-яндекс просто скромненько прислал смс "извините, машин не найдено", когда уже нужно было выезжать.
Ну что поделаешь. Переделываем логистику, едем в Москву, паркуем машину, потом на вокзал - и видим уходящий хвост электрички. Следующую ждать долго. Решаем ехать до Наро-Фоминска, а там брать такси до Башкино. Выгрузились из такси. Напарник такой говорит, что чувствует себя "in the middle of nowhere". - "Какое nowhere, это цивилизация! Здесь дорога, даже машины ездят".

Стартовали в 22:30, на два с лишним часа позже запланированного. Пошли. Идём. Мимо нас проносятся бегуны, на что напарник с удивлением спрашивает - "и это они так всю дистанцию бегут, да?". А мы пешеходы, вдвоём не слишком быстрые. Вскоре идём по какой-то приятной лесной дорожке, не грязно, вокруг тихий ночной лес. "Я вот примерно так себе это и представлял. Идёшь, гуляешь по лесу, по тропинкам". Промолчала в ответ, думаю - чего же раньше времени расстраивать человека. Сам всё увидит скоро - грязевое месиво троп, болота (по карте их было достаточно), броды, завалы, заросли. Всего оказалось в изобилии. Мы шли, скорее, в хвосте. Тропы были скользкие, растоптанные, а ещё они дополнительно размокали от снега. Очень пригодилась трекинговая палка, которую друг мне передал на старте через судей (спасибо, Марат!). Обе две моих палки были сломаны на питерском марш-броске, а новыми ещё не обзавелась. Предмет исключительно нужный - она помогает держаться на скользком грунте, измерять глубину болот, с ней проще спускаться и просто идти.
Первое ЧП случилось рано, после пары КП. Мы потеряли друг друга. Я видела, что он обогнал меня (и не заметил этого), ушёл вперёд, а у меня не получалось его догнать. Кричу, зову - нет ответа. Дошла до развилки - а на ней его нет. Внутри меня всё похолодело: зазвала человека на марш-бросок и потеряла. Первая мысль: "Что скажу его жене?". Нет, ну он бы выбрался, конечно, но надо искать. Он был рядом, быстро нашлись.
Потом случился "затуп" в районе 4-го КП. Искали его около часа. А всё потому, что свернули раньше положенного с ЛЭП. И только после долгих поисков приняли верное решение - вернуться и попытаться взять его правильно.
Болота тоже были. У напарника была робкая надежда их обходить, но скоро она была разбита. Мы шли по болотам. При подходе к 12-му КП, обязательному, расположенному на болоте, обогнали пару. Там девушка в прямом смысле плакала, проваливаясь в воду, жалко её было. Напарник признался, что никогда не видел столько болот. Ну что сказать - болота как болота, не такие уж и впечатляющие.

Мы оба шли в ботинках, после лазаний по болотам они промокли. За свои я была уверена (хотя и немножко жалела, что не пошла в кроссовках) - намотала же в них 135 км год назад на ММБ, а вот за товарища стала переживать. Слишком уж тяжело ему шлось. Он не жаловался, нет - и вообще очень мужественно преодолевал путь. Но просил идти помедленнее, очень стали болеть ноги. Причём дело не в физической форме, человек он сильный, марафоны вон бегает. Но ММБ - это принципиально другая нагрузка. На выносливость. Монотонная, непрерывная. Мне тоже было сложно.
Вот так мы и добрались до брода на смене карт. Терять было нечего, форсировали его не снимая ботинок, тем более что не так уж и глубоко - по колено всего. На смене карт немножко передохнули. Ноги требовали внимания - я сменила мокрые носки на неопреновые (и что же я не в них стартовала?), смазала боро-плюсом, заклеила единственную за все дни мозоль. А после смены карт дошли до 17-го КП и там расстались - напарник сошёл с дистанции и поехал домой, а я дальше пошла одна.

Сначала шлось очень хорошо. Ночью было тяжело, а с рассветом стало легче - когда видишь не только тропу в свете фонаря, когда вокруг не чернота, а прекрасный осенне-зимний пейзаж: белые поля, деревья и травы со снеговыми "шапками". А сверху падает снег. Если смотреть вверх - неземная красота и радость. А если посмотреть вниз - грязевые тропы. Почти всё время ходила по тропам разной степени утоптанности - в каком бы она ни была состоянии, по тропе всегда легче идти, чем прокладывать её по снегу с нуля. Единственный значительный участок без тропы или дороги - при переход с 25 на 27 КП, там ломилась через заснеженное поле к ЛЭП напрямую.
Всё бы хорошо, но стало болеть колено - причём не левое, как обычно, про которое всё знаю и берегу, а правое! Пожалела, что закончились кинезио-тейпы, шла без них, а только в наколенниках. Скорость упала.
Начались сумерки. Стало клонить в сон, я стала замерзать и медленно соображать. А тут ещё колено болит. Сложно - морально в том числе. И в том числе потому что одна, всё-таки это тяжелее. Иду - пусть и медленно, но не останавливаясь. Очень хочется чаю, не пила чаю и не ела ничего горячего почти сутки. И это ошибка. Надо было поесть горячего, особенно в такую погоду. Холодная пища почти не лезет. Но сейчас останавливаться нельзя, надо идти дальше, без костра я замёрзну, даже если и займусь приготовлением еды. Дошла до КП Спорт-Марафона. А там чай. И печенье. И мандарины. Это такое счастье! Нагло выпила аж 3 стаканчика чая, отогрела у костра заиндевевшие пальцы, даже немного дала отдых уставшему колену. Сразу прибавилось сил - шла и даже пела какое-то время от радости. И пошла дальше, на промфиниш. А там тепло от костра, еда и чай, компания - хорошо!
Ночью проснулась от холода. В бутылке образовались ледяные "острова" - значит, был минус. Тент немного провис под снегом и чуть увлажнил верхнюю часть спальника. Надо утепляться. Расстилаю поверх спальника спасодеяло, пару теплоидов кладу внутрь. И сразу стало тепло.

Следующий день тоже ходила одна. Шлось неплохо и довольно бодро. Возможно, маршрут был не самым оптимальным, но зато без существенных потерь по времени. Старалась идти с максимально возможной скоростью. Ни разу не сидела за день - даже на КП Сплава, постояла пару минут у костра, и дальше пошла прямо с кружкой каркаде в руках. Как хорошо выпить чаю! Накипячённая на промфинише вода стала ледяной, пить её совсем не хотелось. Помимо чая, согревала и придавала сил мысль о том, что на финише меня ждут. Последний рывок - и я там.
Дорога домой - и вот в полдвенадцатого ночи я дома, ура! Тёплый дом, душ, горячая еда и кровать кажутся немыслимыми благами и такой ценностью.

Что могу записать себе в плюс и что было нового:
- Полностью выполненные цели: финишировать и попасть в зачёт, взять все КП без штрафа (хотя момент для голого результата спорный - на некоторые КП я потратила времени больше штрафа), потратить на первый этап меньше суток, самостоятельно принимать решения по ориентированию и не выключать голову
- 2/3 дистанции прошла в одиночку. Это сложнее из-за невозможности отключить голову, в первую очередь, а ещё вдвоём проще сохранять скорость движения. Интересный опыт. Интересно пройти всю дистанцию одной.
- Стремление к ходьбе на максимально возможной скорости. Это не всегда супер-быстро (колено и т.д.), но это ключевой фактор. Чем быстрее проходишь дистанцию, тем меньше по времени страдает организм и тем больше времени на отдых
- Неопреновые носки - вещь!
- Мембранная куртка - вещь!
- Правильное сняражение и запас еды. Снаряжение для ночёвки: тент, верёвки + колышки, пенка, спальник, спасодеяло, теплоиды. Снаряжение для готовки: таганок, сухой спирт, спички, кружка, пластиковая тарелка, пластиковая вилко-ложка. Еда: 300 г колбасы, 300 г сыра, 50 г сухого супа, 75 г доширака, 150 г хлебцев, 90 г сухой овсянки, 300 г чернослива, 120 г сникерсов, 200 г злаковых батончиков. На будущее: можно заменить доширак гречневыми хлопьями, хлебцев можно меньше (100). Осенью расход еды больше, почти всё съела.

Что стоило бы сделать по-другому:
- быстрее понимать ошибки в ориентировании и исправлять их (на ЛЭП для поиска 4-го КП стоило вернуться раньше)
- неопрен стоило надеть сразу же
- вариант неопрен + кроссовки лучше неопрена + ботинки в случае болот
- зря забыла кинезио-тейпы
- забыла взять крышку для кружки. Увеличило время приготовления еды и расход сухого спирта
- надо брать не любимую кружку, а ту, что не жалко поставить в костёр
- перестраховалась и взяла 2 лишних пары трекинговых носков
- на такую погоду надо что-то другое на руки, мерзлявые они у меня

Место похуже, чем в 2 последних раза. Вылетела из второй сотни, пока я 254. Но результатом я довольна, учитывая то, что все цели выполнены.
Tags: Марш-бросок

• Ещё один ММБ (26-28 октября 2018)

"Электричкой из Москвы я поеду, я поеду в никуда! Там, где слышен крик совы, там, где стынет в лужах талая вода!" Я стояла на перроне, в голове…

• Марш-бросок по-французски (Paris - Mantes, 28.01.2018)

Рецепт марш-броска по-французски: 1) Сделать упор на традиции: сообщить, что мероприятие проводится в пятидесятый/сотый раз 2) Собрать огромную толпу…

• Отпускной марш-бросок. ММБ весна 2017

Для меня каждый марш-бросок особенный и чем-то важный. Первые два - знакомство и радость первого финиша (пусть и не в зачёте). Третий, зимний,…